Методическая копилка


Правила по русскому языку за 2 класс
(В.П. Канакина, В.Г. Горецкий )



1. Наша речь.
Речькоторую мы слышим и произносимназывают устнойСлово устная образовано от слова уста (губы).
Письменная речь — это речьнаписанная буквами и другими знакамиПисьменная речь  это такая речькоторую мы читаем и пишем.
Речь про себя — это наша внутренняя речьМы ею пользуемсякогда думаемразмышляемне произнося мысли вслухкогда читаем про себя.
2. Диалог и монолог.
Диалог это речь (разговордвух или нескольких лиц.
Монолог речь одного лицаобращённая к слушателям или к самому себе.

3. Текст.
Текст это высказываниесостоящее из двух или нескольких предложенийПредложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслутекст можно озаглавить.

4. Главная мысль текста - это то главноео чём хотел сказать читателю автор.
Тема текста - это тоо ком или о чём говорится в тексте.

5. Части текста.
Начало текста как бы готовит читателя к чтениюВ основной части говорится о том главномо чём хотел сказать авторКонцовка завершает текстКаждая часть текста пишется с красной строки.

6. Предложение.
Предложение — это слово или несколько словсвязанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль:
Жара.
Наступила ночь.
Если в предложении о чём-либо спокойно сообщаетсято в конце такого предложения ставится точка:
Маша собрала гербарий.
Если предложение произносится с сильным чувствомто в конце такого предложения ставится восклицательный знак;
Чудесная пора!
Если в предложении содержится вопросто в конце такого предложения ставится вопросительный знак:
Вы сделали уроки?

7. Члены предложения.
В предложении всегда есть главные членыОни составляют основу предложенияВ ней заключается главный смысл предложения.

8. Второстепенные члены предложения.
Словакоторые не составляют основу предложенияявляются второстепенными членамиВторостепенные члены поясняют главные члены предложенияуточняют их.

9. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Главный член предложениякоторый обозначаето ком или о чём говорится в предложенииназывается подлежащимПодлежащее отвечает на вопрос ктоили чтоПодлежащее в предложении подчёркиваете одной чертой.
Птицы летят. Ветер дует.
Главный член предложениякоторый обозначаетчто говорится о подлежащемназывается сказуемымСказуемое отвечает на вопросы что делаетчто делаютчто делалсделалчто сделаетчто сделают? и дрСказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.
Дети играют. Дождь льёт.

10. Второстепенные члены предложения.
Предложения бывают распространённые и нераспространённые.
Нераспространённое предложение состоит только из главных членовРаспространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.
11. Лексическое значение слова.
Точто обозначает словоявляется его лексическим значением.
Однозначные слова - имеют одно лексическое значениеландышбереза.
Многозначные слова - имеют два и более лексических значенийзвездаязыкиглы.

12. Прямое значение –прямо указывает на предмет (признакдействие)
Золотая цепочкатяжелая сумкакостер горит.
Переносное значение – как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признакдействиепо какому-либо сходству.
Золотые руки, тяжёлое наказание, заря горит.

13. Синонимы и антонимы.
В языке есть словакоторые произносятся по-разномуа по смыслу одинаковые или очень близкиеродник и ключхрабрый и смелыйработать и трудиться.
Такие слова называются синонимами.

В языке есть словапротивоположные по значениюбольшой - маленькийплакать - смеятьсядень - ночь.
Такие слова называются антонимами.

14. Что такое корень и однокоренные слова?
Общая часть родственных слов называется корнемпоэтому родственные слова называются однокоренными.
Корень слова - это самая главная часть в словеВ ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень слова выделяется знаком
леслесок, лесной, лесник
Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.

15. Ударение. Ударный слог.
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.
Слогкоторый произносится с большей силойназывается ударнымОстальные слоги  безударные.

Ударение в словах русского языка свободноеОно может находиться на любом слоге словаовощибумагамагазин.
16. Как переносить слова с одной строки на другую?
  • Слово переносится с одной строки на другую по слогамкни-гаста-канпе-нал.
  • Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку (шкафклассссора).
  • Не переносят словакоторые имеют один слог и слогсостоящий из одной гласной буквы (улейзмея).
  • Буквы й и ь не отделяют от стоящей перед ними буквы (май-каконь-кивью-гару-чьи).
  • При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строкеа другую переносят (ван-накас-сарус-ский).
17. Звуки и буквы.
На письме звуки обозначаются буквами.
Гласный звук при произнесении не встречает преградпроизносится только с голосом:
[а], [о], [и], [э], [ы], [у].
Согласный звук при произнесении встречает преградупроизносится с шумом:
[б], [г], [к], [м], [т], [ш].

В русском языке есть парные и непарные согласные звуки.
Парные согласные
звонкие[б] [в] [г] [д] [ж] [з]
глухие[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]
Непарные согласные
звонкие[л] [м] [н] [р] [й]
глухие[х ] [ц ] [ч] [щ]

В русском языке есть твёрдые и мягкие согласные звуки.
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами аоуыэ.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами еёиюя и мягким знаком (ь).
Запомни!
[ж], [ш], [ц всегда твёрдые!
[ч], [щ], [й]  всегда мягкие!

18. Какие слова пишутся с заглавной буквы?
С заглавной буквы пишутся:
  • именаотчества и фамилии людей  Александр Сергеевич Пушкин;
  • клички животных  пёс Шариккошка Мурка;
  • названия городовдеревеньулицрек  город Самарадеревня ГоркаЦветочная улицарека Нева.

19. Проверяемые гласные в корне слова.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слованадо изменить слово или подобрать такое однокоренное словов котором безударная гласная была бы под ударением:
река — рекисловесный — слово.
Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквойкоторой обозначается ударный гласный звук в этом же корнеснег  снега  снеговик  снегурочка.
Проверяемое слово - это словов котором проверяется написание буквыобозначающей безударный гласный звукковёрстрелаписьмо.
Проверочное слово - это словов котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звукковрикстрелыстрелкаписьма.

20. Парные согласные на конце слова.
Чтобы проверить парную согласную на конце слованадо изменить слово такчтобы после согласной стояла гласная:
стриж — стрижишалаш — шалаши.
Проверяемое слово — это словов котором проверяется написание буквыобозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным согласнымястребгрибкисерпскрипкаветвьдорожкасоюзскользкийморжпросьба.

Проверочное слово — это словов котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребыгрибоксерпикскрипочкаветвидорожныйсоюзыскользитьморжипросить.

21. Слова с удвоенными согласными.
Удвоенные согласные в слове  это орфограммаНаписание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.
Аппаратсубботателеграммахоккеистколлекция.

22. Буква мягкий знак (ь) звука не обозначаета лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:
день, пальто, васильки, радость

23. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, РЩ
Буквосочетания чкчнчтщннч - это орфограммы.
Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точкаречнойпочтапомощникптенчиксварщик.

24. Сочетания ЖИ—ШИ
В ударном слоге буква и пишется после жш без проверки:
жимолостьжидкийшинашить.
В безударном слоге гласную букву после жш надо проверять:
живой — жизньшелестеть — шелест.

25. Сочетания ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ
В сочетаниях чаща пишется буква а:
частьчасторощастращать.
В сочетаниях чущу пишется буква учудочуть-чутьщукане пущу.

26. Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными еёиюяесли в этих словах слышится звук [й]:
варенье, копьё, соловьи, пью, стулья.
Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак  показатель мягкости согласногопри переносе слова не отделяется от буквыкоторая стоит перед нимвью-нок, 
26. Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными еёиюяесли в этих словах слышится звук [й]:
варенье, копьё, соловьи, пью, стулья.
Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак  показатель мягкости согласногопри переносе слова не отделяется от буквыкоторая стоит перед нимвью-нок, пе-рья.

27. Части речи.
В русском языке слова объединяются в группыкоторые называются частями речиКаждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предметили признак предметаили действие предметаУ каждой части речи есть своё названиеимя существительноеимя прилагательноеглагол и др.
28. Имя существительное.
Имя существительное – это часть речикоторая обозначает предмет и отвечает на вопрос ктоили что?
Слова солнцекотдевочказемляникаосиназаяц это имена существительные.






















Физкультминутка на уроке русского языка.
Физкультминутки: https://yadi.sk/d/jmgmTVQM77oMGA

       Рисуем по клеточкам:https://yadi.sk/d/Wf43LtHgWDv6_Q


Методическая копилка





Настрой на урок. Подборка рифмовок, создающих 
положительный настрой обучающихся на урок.

Подборка рифмовок, создающих положительный настрой обучающихся на урок.

Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую стихотворные строки, например:

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Предлагаю подборку таких рифмовок, которые я собирала на протяжении нескольких лет из разных источников. 

Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!

Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, считать
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Беритесь, ребята, скорей за работу,
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы задачи без труда решать,
Преобразовывать, считать,
Чертить, смекать и рассуждать.
 
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Сегодня новые задачи будем решать.
Кто хочет получить отметку «пять»?
Тогда устный счет пора начинать.

Чтобы задачи верно решать,
Необходимо думать и рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.

Чтобы тему урока узнать,
Надо вычислить и расшифровать.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в тетрадь
За урок поставил «5».
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.

Подводить итог урока тоже стараюсь в стихотворной форме: 

- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим мы: «До свиданья!»,
До счастливых новых встреч!
Прозвени – ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся – молодец!

Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

















Комментариев нет:

Отправить комментарий