Правила по русскому языку за 2 класс
(В.П. Канакина, В.Г. Горецкий )
1. Наша речь.
Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).
Письменная речь — это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем.
Речь про себя — это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.
2. Диалог и монолог.
Диалог - это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
Монолог - речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
3. Текст.
Текст - это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу, текст можно озаглавить.
5. Части текста.
Начало текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.
6. Предложение.
Предложение — это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль:
Жара.
Наступила ночь.
Если в предложении о чём-либо спокойно сообщается, то в конце такого предложения ставится точка:
Маша собрала гербарий.
Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце такого предложения ставится восклицательный знак;
Чудесная пора!
Если в предложении содержится вопрос, то в конце такого предложения ставится вопросительный знак:
Вы сделали уроки?
7. Члены предложения.
В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
8. Второстепенные члены предложения.
Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
9. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее в предложении подчёркиваете одной чертой.
Птицы летят. Ветер дует.
Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? сделал? что сделает? что сделают? и др. Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.
Дети играют. Дождь льёт.
10. Второстепенные члены предложения.
Предложения бывают распространённые и нераспространённые.
Нераспространённое предложение состоит только из главных членов, Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.
11. Лексическое значение слова.
То, что обозначает слово, является его лексическим значением.
Однозначные слова - имеют одно лексическое значение: ландыш, береза.
Многозначные слова - имеют два и более лексических значений: звезда, язык, иглы.
12. Прямое значение –прямо указывает на предмет (признак, действие)
Золотая цепочка, тяжелая сумка, костер горит.
Переносное значение – как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству.
Золотые руки, тяжёлое наказание, заря горит.
13. Синонимы и антонимы.
В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.
Такие слова называются синонимами.
В языке есть слова, противоположные по значению: большой - маленький, плакать - смеяться, день - ночь.
Такие слова называются антонимами.
14. Что такое корень и однокоренные слова?
Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.
Корень слова - это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
лес, лесок, лесной, лесник
Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.
15. Ударение. Ударный слог.
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.
Слог, который произносится с большей силой, называется ударным. Остальные слоги — безударные.
Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова: овощи, бумага, магазин.
16. Как переносить слова с одной строки на другую?
- Слово переносится с одной строки на другую по слогам: кни-га, ста-кан, пе-нал.
- Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку (шкаф, класс, ссора).
- Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы (улей, змея).
- Буквы й и ь не отделяют от стоящей перед ними буквы (май-ка, конь-ки, вью-га, ру-чьи).
- При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (ван-на, кас-са, рус-ский).
17. Звуки и буквы.
На письме звуки обозначаются буквами.
Гласный звук при произнесении не встречает преград, произносится только с голосом:
[а], [о], [и], [э], [ы], [у].
Согласный звук при произнесении встречает преграду, произносится с шумом:
[б], [г], [к], [м], [т], [ш].
В русском языке есть парные и непарные согласные звуки.
Парные согласные
звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з]
глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [с]
Непарные согласные
звонкие: [л] [м] [н] [р] [й’]
глухие: [х ] [ц ] [ч’] [щ’]
В русском языке есть твёрдые и мягкие согласные звуки.
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь).
Запомни!
[ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые!
[ч’], [щ’], [й’] — всегда мягкие!
18. Какие слова пишутся с заглавной буквы?
С заглавной буквы пишутся:
- имена, отчества и фамилии людей — Александр Сергеевич Пушкин;
- клички животных — пёс Шарик, кошка Мурка;
- названия городов, деревень, улиц, рек — город Самара, деревня Горка, Цветочная улица, река Нева.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором безударная гласная была бы под ударением:
река — реки, словесный — слово.
Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег — снега — снеговик — снегурочка.
Проверяемое слово - это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрела, письмо.
Проверочное слово - это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: коврик, стрелы, стрелка, письма.
Чтобы проверить парную согласную на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная:
стриж — стрижи, шалаш — шалаши.
Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным согласным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.
Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, грибок, серпик, скрипочка, ветви, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.
21. Слова с удвоенными согласными.
Удвоенные согласные в слове — это орфограмма. Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.
Аппарат, суббота, телеграмма, хоккеист, коллекция.
22. Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:
день, пальто, васильки, радость
23. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, РЩ
В ударном слоге буква и пишется после ж, ш без проверки:
жимолость, жидкий, шина, шить.
В безударном слоге гласную букву после ж, ш надо проверять:
живой — жизнь, шелестеть — шелест.
В сочетаниях ча, ща пишется буква а:
часть, часто, роща, стращать.
В сочетаниях чу, щу пишется буква у: чудо, чуть-чуть, щука, не пущу.
26. Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится звук [й’]:
варенье, копьё, соловьи, пью, стулья.
Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак — показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок,
26. Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится звук [й’]:
варенье, копьё, соловьи, пью, стулья.
Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак — показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.
27. Части речи.
В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.
28. Имя существительное.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц - это имена существительные.
Физкультминутка на уроке русского языка.
Физкультминутки: https://yadi.sk/d/jmgmTVQM77oMGA
Рисуем по клеточкам:https://yadi.sk/d/Wf43LtHgWDv6_Q
Настрой на урок.
Подборка рифмовок, создающих
положительный настрой обучающихся на урок.
положительный настрой обучающихся на урок.
Подборка рифмовок,
создающих положительный настрой обучающихся на урок.
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую стихотворные строки, например:
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Предлагаю подборку таких рифмовок, которые я собирала на протяжении нескольких лет из разных источников.
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.
Пожелали мысленно удачи.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, считать
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Беритесь, ребята, скорей за работу,
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы задачи без труда решать,
Преобразовывать, считать,
Чертить, смекать и рассуждать.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы задачи без труда решать,
Преобразовывать, считать,
Чертить, смекать и рассуждать.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Сегодня новые задачи будем решать.
Кто хочет получить отметку «пять»?
Тогда устный счет пора начинать.
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Сегодня новые задачи будем решать.
Кто хочет получить отметку «пять»?
Тогда устный счет пора начинать.
Чтобы задачи верно решать,
Необходимо думать и рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.
А еще старательны.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.
Чтобы тему урока узнать,
Надо вычислить и расшифровать.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в тетрадь
За урок поставил «5».
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.
Подводить итог урока тоже стараюсь в стихотворной форме:
- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим мы: «До свиданья!»,
До счастливых новых встреч!
Прозвени – ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся – молодец!
Кто не ошибся – молодец!
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Комментариев нет:
Отправить комментарий